Армения является важным экономическим партнером Ирана

9 м.   |  2021-06-07

И ранский эксперт: Армения является самым жизненно важным участком коридора Север-Юг, связующим Персидский залив и Черное море звеном

Представляем интервью с преподавателем тегеранского Университета имени Алламе Табатабаи, эксперта по вопросам международных отношений Эхсаном Мовахедианом о позиции Ирана вокруг ситуации в регионе после 44-дневной войны в Арцахе, возникших новых вызовах для Тегерана, перспективах развития армяно-иранских отношений, подходах иранской стороны к фактам нарушения Азербайджаном государственной границы ИРИ и других темах.

- В последнее время мы стали свидетелями взаимных визитов официальных лиц Армении и Ирана. Стороны намерены расширять двустороннее сотрудничество. На ваш взгляд, какие препятствия и возможности имеются для развития армяно-иранских отношений?

 - Две страны, Иран и Армения, имеют широкие возможности для развития отношений в экономической, торговой отрасли, сферах безопасности, культуры и политики. Потребности и возможности двух стран в области энергетики, транспорта, промышленности, горнодобывающей промышленности, качественной и дешевой рабочей силы для производства разнообразной продукции, специализации и технологий, с одной стороны, взаимодополняющее географическое положение двух стран, с другой стороны, опыт и способности Ирана преодолевать вызовы в сфере безопасности и эксплуатировать шахты, а также наличие у ИРИ современных технологий для производства некоторых продуктов, богатых энергоресурсов и развитых коммуникационных путей, дают хорошие возможности для расширения отношений между двумя странами. Однако правительства двух стран еще не предприняли необходимых шагов для ознакомления армянских и иранских торговцев и предпринимателей с двусторонними возможностями. И причина заключается в том, что правительства двух стран не обратили должного внимания на необходимость использования потенциала соседства. Банковские отношения двух стран еще недостаточно развиты, финансовый оборот и таможенные услуги для торговцев и частного сектора с обеих сторон встречает барьеры, возможности свободной экономической зоны «Арас» реализуются в недостаточной мере. В числе препятствий также медлительность двух стран в вопросах завершения строительства коридора Север-Юг, соединения Персидского залива с Черным морем, подписания соглашения о свободной торговле между Ираном и ЕАЭС (мы надеемся, что это произойдет в 2021 году, по меньшей мере, такой договор будет подписан между Арменией и Ираном), и, конечно, недостатки в системе инфраструктуры и грузоперевозок.

Учитывая, что ввоз турецких товаров в Армению запрещен, эта страна может стать витриной для качественных иранских товаров в Евразийском регионе, два государства могут сообща создавать совместные бренды. Однако для развития экономических отношений между Ираном и Арменией правительства двух стран должны сначала предоставить инфраструктурные возможности, чтобы бизнесмены не сталкивались с препятствиями. Частные секторы Ирана и Армении должны потребовать от своих правительств воздерживаться от принятия противоречивых и создающих барьеры законов, чтобы во внешней политике две страны выступали созвучно. Кроме того, привлечение иностранных инвестиций, развитие сотрудничества двух стран в нефтяном, газовом секторе, сфере энергетики, упрощение таможенных процедур, повышение эффективности таможенного соглашения, заключение двусторонних денежных, банковских и страховых договоров, особенно инвестиционных и экспортных кредитных соглашений, а также учреждение совместного банка будут способствовать упрощению инвестиционного процесса и  торговли, запуску модели безопасного и быстрого финансового регулирования.

- Азербайджан нарушил государственные границы Армении в Сюнике, Гегаркунике, Вайоц Дзоре и оккупировал некоторые территории в этих областях. Тегеран заявил, что территориальная целостность Армении является для Ирана красной линией. В этой связи как Иран может поддержать Армению?

- Азербайджан и Иран в начале военного конфликта по разным причинам, таким как санкции США и экономическое давление, столкновения на других фронтах в Западной Азии, желание не добавлять новый фронт, некоторые конкретные внутренние заблуждения относительно влияния этого конфликта на интересы национальной безопасности Ирана, а также отсутствие со стороны правительства Армении последовательности и серьезного обращения не сыграли существенной роли в этом кризисе. Однако продолжение провокационных действий Азербайджана при поддержке турецкого правительства, недостаточные шаги России по противодействию военным передвижениям Азербайджана обусловили необходимость более серьезной роли иранского правительства в этом вопросе. Очевидно, что Иран никоим образом не выигрывает от неиспользования преимуществ коридора Север-Юг для экспорта газа в Европу и транзитных маршрутов из Ирана в Армению, Грузию, путей, связывающих Черное море с Европой. Посему в случае обращения правительства Армении Иран может обеспечить консультативное присутствие в Армении, переподготовить армянских военнослужащих для противостояния иностранной агрессии, передать им свой опыт и укрепить боеспособность и практические навыки армянских военных. Иранские силы также могут быть размещены в качестве миротворцев в чувствительных приграничных районах, чтобы пресекать внешние посягательства извне и направить необходимый месседж странам, которые не хотят уважать территориальную целостность Армении и проводят политику экспорта террористов к границам РА. Армения может покупать у Ирана передовую военную технику, особенно различные БПЛА и ракеты обеспечат военную мощь республики. Очевидно, что в случае военного ослабления Армении Азербайджан продолжит реализацию своих планов по оккупации Сюника и помимо обеспечения прямой связи с Нахичеваном Турция добьется непосредственного доступа к Каспийскому морю, а затем и нефтегазовым запасам Центральной Азии.

- Как повлияла на Иран ситуация, сложившаяся после 44-дневной войны в Арцахе? Какие новые вызовы возникли перед Ираном и каковы официальные подходы Тегерана к этому вопросу?

- 44-дневная война в Карабахе нанесла значительный ущерб национальным интересам Ирана. С одной стороны, переброска Турцией террористов-такфири из Сирии в Карабах поставила под угрозу национальную безопасность Армении, России и Ирана, и возможно, что Карабах и Кавказ станут новыми очагами международных террористов. Вследствие отсутствия центрального правительства Турция уже осуществила подобные действия в Ливии, превратив это государство в плацдарм для всех видов террористов, которых она поддерживает. Эти террористы могут вызвать беспорядки и поставить под угрозу национальную безопасность в соседних странах, используя этнические и языковые факторы. Помимо переброски террористов в регион, турецкое правительство усилило военный потенциал и вооружение Азербайджана, спровоцировало азербайджанское правительство и тюркоязычных граждан других стран и обострило войну в Карабахе.

Успешная стратегия Азербайджана в недавней войне, то есть продвижение вдоль иранской границы и проведение военных операций, может превратиться в стратегическую политику Азербайджана по обеспечению сухопутного сообщения с Нахичеваном через оккупацию территорий Сюника, особенно районов, граничащих с Ираном. После захвата Карабаха правительство Азербайджана при подстрекательстве и при поддержке Турции может осуществить нападение на Армению, Сюникскую область с двух основных направлений - с территорий Азербайджана и Нахичевана, чтобы добиться сухопутной связи с Нахичеваном. Границы Ирана с Азербайджаном, Арменией и Нахичеваном в процессе, разработанном Турцией - главным соперником Ирана в регионе, могут превратиться в линию напряженности, новый источник региональной войны и терроризма. При наличии у Турции сухопутной связи с Нахичеваном террористам-наемникам и силам, противостоящим Ирану, легче будет обеспечить свое присутствие в Нахичевани и развернуть деятельность. Разработчики хитроумной политики Карабахской войны (Израиль, Турция), используя тактику передвижения вдоль иранской границы, попытались создать ограничения для армянской армии, спровоцировать тюркоязычных граждан Ирана на столкновения с Арменией, чего, однако, не произошло благодаря  бдительности иранских военных. Однако повторное применение этой тактики возможно.

Усиление Азербайджана и увеличение его военного потенциала в регионе, свидетелями которого мы стали во время карабахской войны, - это процесс, напоминающий воинственный подъем баасистского режима в Ираке в 1970-1990-е годы. Тогда широкомасштабное вооружение и усиление правительства Саддама Хусейна привело к длительному периоду войн и кризисов в регионе. Спровоцированная правительством Саддама война против Ирана, а затем оккупация Кувейта, угроза Саудовской Аравии может рассматриваться как следствие политики региональных и мировых акторов, слепо вооружавших Ирак, и то же самое делается сейчас с Азербайджаном Турцией и Израилем, которые вооружают эту страну.

С другой стороны, последствием 44-дневной войны в Карабахе стали сокращение протяженности сухопутной границы между Ираном и Арменией, вероятность ликвидации коридора Север-Юг, возможность создания препятствий для транспортировки энергоресурсов из Ирана в Европу и налаживания транзитных коммуникаций. Этот процесс может лишить Иран доходов в миллиарды долларов. С другой стороны, Анкаре больше не понадобится иранский транзитный маршрут для доступа в Азербайджан.

Еще одним тревожным последствием войны стало возможное укрепление Израилем своих позиций на северо-западной границе Ирана. После подписания заявления об окончании войны во время массовых празднеств в Баку отмечалось наличие флагов Турции и Израиля рядом с азербайджанским флагом, что является свидетельством  некоторых печальных в этом отношении реалий. При наличии постоянного присутствия на северо-западной границе Ирана Израиль может стать дополнительной опорой для США и НАТО на Южном Кавказе и проводить политику насаждения разногласий между странами региона. Вмешательство во внутренние дела Ирана, попытки установить контроль над Исламской Республикой и подстрекательства этнических конфликтов в Иране являются одними из мотивов, которыми обусловлена поддержка Израилем Азербайджана. С другой стороны, обеспечив присутствие в Азербайджане, Израиль сможет влиять на нефтегазовую политику региона, а также попытаться создать военную базу на Каспийском море.

- Иран намерен запустить коридор, соединяющий Персидский залив с Черным морем через территорию Армении. Кроме того, есть желание пройти проложить часть коридора Север-Юг по территории Армении. В чем причина такой заинтересованности иранской стороны?

- Учитывая недружественную политику Азербайджана в отношении Ирана, сильную зависимость этой страны от желаний Турции и Израиля, естественно, Тегеран рассматривает дружественную Армению как альтернативную страну для транспортировки газа, экспорта товаров и услуг. Армения является важным экономическим партнером для Ирана, кроме того, республика выиграет от участия Ирана в различных проектах дорожного строительства. Армения является самой важной частью проекта коридора Север-Юг, соединяющего Персидский залив с Черным морем, Кавказом и Центральной Азией, и в случае реализации мечтаний Турции о том, чтобы лишить Иран сухопутной границы с Арменией, ИРИ потеряет преимущества и мощь своего геополитического положения.  Объединение Нахичевана, Карабаха и Азербайджана приведет к ликвидации сухопутной границы между Ираном и Арменией. А Армения рассматривается Ираном как альтернативный транзитный маршрут, чтобы торговля с Европой не зависела исключительно от Турции. Однако сейчас Турция, провоцируя Азербайджан на военную авантюру, реализуя свои опасные планы и ограничивая доступ Ирана к Армении, может в некоторой степени навязать Исламской Республике собственные интересы. Жители северо-западных провинций Ирана получают значительную  экономическую выгоду при наличии доступа к этим коммуникационным коридорам, а их ликвидация нанесет эти провинциям существенный ущерб. Надеемся, что укреплением дружеских отношений между Арменией, Грузией и Ираном, эти три страны смогут создать интегрированную зону для обеспечения взаимных интересов.

- 18 июня в Иране состоятся выборы. Как могут итоги этих выборов повлиять на внешнюю политику Ирана, в особенности на отношения с Арменией?

- Большинство кандидатов в президенты Ирана в сфере внешней политики подчеркивают необходимость расширения отношений с соседними странами, убеждены, что таким образом можно обеспечить взаимные  политические, экономические, культурные интересы, интересы в сфере безопасности и другие. Фаворит на президентских выборах - Раиси, на первом предвыборном заседании встретился с бизнесменами и подчеркнул важность создания экономических рынков с соседними странами. В ходе визита в марте 2021 года в приграничный регион Тайбад на северо-востоке Ирана он заявил: «Отношения с соседними странами находятся в повестке дня Исламской Республики. Мы должны использовать возможности, имеющиеся в соседних странах и регионе, должны наращивать взаимодействие. Упрощение процесса экспорта товаров позволит гражданам, в особенности молодым людям в приграничных районах, сыграть важную роль в развитии производства, тем самым увеличится и число рабочих мест». Соответственно, будущий президент Ирана придает большое значение углублению отношений с дружественными странами, такими как Армения.