Почему армянская община Иерусалима и Армянский патриархат стали «мишенью»?
5 м. | 2025-04-07
Центр «Орбели» представляет интервью с профессором по современной истории Ближнего Востока, специалистом по истории и политике Иерусалима Петросом Тер-Матосяном о проблемах вокруг Армянского патриархата Иерусалима и армянской общины Израиля, а также о целенаправленной политике израильского государства в этом вопросе.
Петрос Тер-Матосян родился и вырос в Старом городе Иерусалима. Он профессор по современной истории Ближнего Востока и профессор Университета Небраски в Линкольне по вопросам иудаистских исследований. Автор, редактор и соредактор 7 книг. Является соредактором опубликованного в 2018 году справочника «Routledge Handbook» об Иерусалиме.
- Господин Тер-Матосян, спасибо, что приняли приглашение на интервью. Можете ли Вы рассказать, какая проблема возникла вокруг Армянского патриархата Иерусалима? Является ли такая политика Израиля новой? Предпринимаются ли подобные меры против всех религиозных меньшинств или их целью является именно патриархат?
Петрос Тер-Матосян: Напряженность между Армянским патриархатом и муниципалитетом Иерусалима по вопросу арноны (налога на имущество) не является чем-то новым и продолжается уже несколько десятилетий. Однако эта проблема не ограничивается Армянским патриархатом. Это также затрагивает другие религиозные конфессии, включая католическую, греческую православную и другие. На протяжении многих лет муниципалитет нацеливался не только на коммерческую недвижимость, принадлежащую Армянскому патриархату, но и на собор Святого Иакова.
Последние действия мэрии, которая пытается обложить налогами коммерческую недвижимость Армянского патриархата, представляют собой серьезную эскалацию, которая ставит под угрозу само существование армянской общины в Иерусалиме.
В отличие от обычных коммерческих предприятий, доход от этой собственности имеет важное значение для деятельности Армянского патриархата. Они финансируют ряд религиозных, образовательных, культурных и медицинских учреждений. Армянский патриархат не имеет иной существенной поддержки, от которой мог бы получать доход, и для обеспечения своей повседневной деятельности целиком зависит от прибыли с этой собственности. Более того, многие члены армянской общины работают в Патриархате, а это значит, что конфискация этих коммерческих объектов может иметь далеко идущие последствия не только для религиозных учреждений, но и для общины в целом.
С точки зрения Армении, эти резкие действия мэрии нарушают статус-кво — давнюю договоренность, которая фактически поддерживалась различными режимами в регионе на протяжении более полутора веков. Статус-кво, сформулированный в Берлинском договоре 1878 года, закрепляет управление и права религиозных учреждений в Иерусалиме, гарантируя, что христианские религиозные организации могут продолжать свою деятельность без какого-либо вмешательства или политического давления.
- Судебное заседание, назначенное на 24 февраля, отложено на неопределенный срок. Как Армянский патриархат может противостоять действиям муниципалитета Иерусалима?
Петрос Тер-Матосян: Действия мэрии не ограничиваются Армянским патриархатом. Объектами нападения также стали отель, ресторан и конференц-центр «Notre Dame of Jerusalem Center», расположенные в Старом городе. В 2023 году израильские власти заморозили банковские счета центра Нотр-Дам в Иерусалиме, что стало свидетельством более масштабных репрессий муниципалитета в отношении церковной собственности в городе. Подобные действия являются частью последовательных шагов муниципалитета по сбору неуплаченных налогов с религиозных учреждений и вызывают серьезную обеспокоенность по поводу долгосрочного присутствия христиан в Иерусалиме.
Поскольку муниципальная политика затрагивает все христианские конфессии, крайне важно сформировать единый фронт для сопротивления давлению, которое представляет угрозу существованию христианских общин на Святой Земле. Яркий пример такого объединенного сопротивления имел место в 2018 году, когда муниципалитет Иерусалима под руководством мэра Нира Барката попытался применить аналогичные меры против религиозных учреждений. В ответ на это христианские лидеры устроили масштабную акцию протеста в пасхальное воскресенье, закрыв Храм Гроба Господня на три дня. Столкнувшись с такой негативной реакцией, мэр Баркат в конечном итоге отступил, а затем обратился в офис премьер-министра Нетаньяху, назначив специальный комитет для переговоров с церквями и поиска решения.
Церкви обвинили мэра Барката в нарушении статус-кво. Вышеупомянутый статус-кво на протяжении столетий был краеугольным камнем христианского присутствия в городе Иерусалиме, и любая угроза в этом вопросе рассматривается как оскорбление исторических и религиозных прав христианских общин Иерусалима.
- Можно ли утверждать, что за действиями, предпринимаемыми против Патриархата, стоит нынешнее правительство Израиля, в котором значительное влияние имеют радикальные религиозные силы?
Петрос Тер-Матосян: Не исключено, что за этой последней акцией стоят правые политические силы Израиля. Однако, как уже упоминалось выше, налоговая проблема существует уже несколько десятилетий. Возникает вопрос: почему именно армяне стали объектом нападений? Один из возможных ответов заключается в том, что Армянскому патриархату не хватает сильной внешней поддержки. В отличие от Греческого Православного патриархата, пользующегося поддержкой греческого государства, или Латинского патриархата, имеющего поддержку Ватикана, армяне находятся в совершенно иной ситуации. В случае с Арменией такой последовательности не наблюдается. Отсутствие внешней поддержки может сделать Армянский патриархат более уязвимой мишенью для действий муниципалитета.
- Можете ли Вы на представленной ниже карте приблизительно указать, о возможном захвате каких участков идет речь?
Петрос Тер-Матосян: Большая часть объектов недвижимости, которые могут быть конфискованы, расположена на улице Шломцион Хамалка в Западном Иерусалиме, за пределами Старого города (отмечена синим цветом на карте). Эти объекты были приобретены во время предводительства патриарха Торгома Кушагяна (1931-1939) с целью обеспечения финансовой стабильности патриархата.

- Как складывается ситуация вокруг «Ковери партез»? Взаимосвязаны ли эти две проблемы?
Петрос Тер-Матосян: Судьбу «Ковери партез» решит израильский суд. Налоговая проблема может быть связана с этим инцидентом, что может послужить средством давления на Армянский патриархат.
- По Вашему мнению, как Республика Армения может поддержать Патриархат в этом вопросе?
Петрос Тер-Матосян: К сожалению, Республика Армения не спешит решать эту проблему. Армянский Иерусалим — важнейший религиозный и культурный центр за пределами Армении, история которого насчитывает более двух тысячелетий. Пока на протяжении веков империи переживали расцвет и распад, армянский Иерусалим оставался незыблемым. Однако сегодня армянский Иерусалим борется за свое существование, будь то кризис вокруг «Ковери партез» или продолжающиеся налоговые проблемы. Настала пора, чтобы Республика Армения уделила этому вопросу должное внимание и подняла его на международной арене. Известно, что азербайджанское лобби активно действует в Израиле, и неудивительно, если часть их усилий направлена на то, чтобы заглушить голос армян Иерусалима.