Поствыборный Казахстан
10 м. | 2019-08-26Транзит власти или эпоха перемен
Н ынешний год может стать поистине поворотным моментом в истории современного Казахстана. В середине марта первый президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев подписал указ о сложении полномочий по собственному желанию. Он был бессменным лидером страны с огромной территорией и богатейшими природными ресурсами на протяжении последних 30 лет, придя к власти ещё до распада Советского Союза. И вот, впервые в истории независимого Казахстана, июньские внеочередные президентские выборы в стране прошли без непосредственного участия «Elbasy» (рус. «Лидер Нации») Н. Назарбаева. Фактически для казахстанцев завершилась целая эпоха, в которой первому руководителю государства была отведена уникальная роль – сделать Казахстан современным и динамично развивающимся государством, со своим местом в этом мире.
Как нами ранее и предполагалось, убедительную победу на внеочередных президентских выборах одержал кандидат от правящей партий «Nur Otan» (рус. «Свет Отечества») Касым-Жомарт Токаев, набравший чуть более 70% голосов избирателей (см. Приложение 1). Учитывая международный опыт и всеобщее желание граждан страны иметь ясную картину будущего Казахстана, назначенные внеочередные выборы можно смело считать логическим завершением транзита власти в Казахстане. Кстати, именно с высказывания Касым-Жомарта Токаева, прозвучавшее в интервью BBC 21 июня 2018 года, впервые о «транзите власти в Казахстане» заговорили как о реальности. И, надо отметить, что всё совпало - до деталей.
«Откровенно говоря, я не верю, что президент Назарбаев пойдёт на президентские выборы в 2020 году. Я не верю. Так как он очень мудрый человек, он совершенно благоразумен, и я думаю, что в 2020 году у нас будут президентские выборы с другими кандидатами, за исключением президента Назарбаева»,- сказал Токаев.

Приложение 1. Результаты выборов президента Казахстана по данным Exit Poll.
Новый курс или преемственность власти
С огласно Конституции Республики Казахстан, после отставки Н. Назарбаева президентом стал глава cената Касым-Жомарт Токаев, который и заявил о досрочных президентских выборах, где одержал уверенную победу. В ходе избирательной кампании Токаев неоднократно отмечал, что решил участвовать в президентских выборах, чтобы обеспечить преемственность стратегии «Elbasy» и укрепить мощь казахстанского государства. В данном случае преемственность объясняется как эффективное продолжение курса Первого президента Казахстана Назарбаева на новом этапе развития страны. Что представляет собой данный курс?
- Многовекторная внешняя политика. С первых же дней независимости Казахстан взял твёрдый курс на многовекторную внешнюю политику, стараясь развивать сотрудничество со всеми центрами силы и ключевыми геополитическими игроками.
- Реализация Стратегии «Казахстан-2050». Согласно данной Стратегии, с 1 января 2016 года выработан «План Нации» по реализации 5 институциональных реформ: формирование профессионального государственного аппарата, обеспечение верховенства закона, индустриализация и экономический рост, идентичность и единство нации, формирование подотчётного государства.
Главной целью такого курса является вхождение Казахстана в 30-ку наиболее развитых и конкурентоспособных государств мира. По мнению ряда экспертов, Казахстан может войти в этот список стран раньше намеченного срока, уже к 2035 году.
Другим определяющим фактором в установлении принципа преемственности власти и сохранения предыдущего курса развития в Казахстане, мы можем назвать роль «отца-основателя» современного Казахстана после отставки. Такую отставку уже назвали «уходом по-казахстански», ведь фактически Н. Назарбаев сохранил за собой важнейшие рычаги влияния на внешнюю и внутреннюю политику Казахстана. Он является председателем Совета безопасности, Ассамблеи народа Казахстана и продолжает руководить правящей партией «Nur Otan». Кроме того, Н. Назарбаев – член Конституционного совета и с недавних пор имеет статус почётного сенатора.

Приложение 2. Президент К-Ж. Токаев награждает Н. Назарбаева высшими знаками отличия страны (20 марта 2019 года).
В вышеупомянутом нами интервью К-Ж. Токаева (на тот момент глава сената Казахстана) британскому информационному агентству BBC была озвучена не менее интересная мысль: «Даже если президент Назарбаев перестанет быть президентом этой страны, он будет оказывать огромное влияние на политику, как на внешнюю, так и на внутреннюю политику Казахстана». Именно так ранее высказался действующий президент Казахстана о роли «Elbasy» Н. Назарбаева в политической жизни страны после ухода с поста президента. Вряд ли такие высказывания и предсказания можно назвать случайностью или результатом накопленного опыта. Затянувшийся политический транзит мог нести риски увеличения неопределённости. Транзит власти начал волновать многих международных и местных инвесторов, представителей как различных слоёв населения, так и политической элиты. Однако транзит власти необходимо было проводить обдуманно и постепенно, ведь непродуманные и форсированные шаги в политике могут нести за собой опасность в виде неустойчивости новых властей к различным вызовам.
Всплеск протестного движения
С первых же дней своего президентства (после отставки Назарбаева) Токаев столкнулся с вызовами, исходившими от волны масштабных протестных акций и нарастания социально-экономических трудностей внутри страны. Причины и формы протестов достаточно разнообразные, но чаще всего акции протестов происходят на почве социально-экономического недовольства. В основном протесты происходят в какие-то знаменательные даты, к примеру, в праздничные дни, когда на улице многолюдно и заинтересованные силы могут попытаться привлечь к протестам как можно больше людей.
.jpg )
Приложение 3. Несанкционированный митинг в Нур-Султане в день проведения выборов президента Казахстана (9 июня 2019 года)
Помимо праздничных и иных знаменательных дат, протесты могут вспыхнуть на фоне конкретного события, вокруг которого образуется множество дезинформации, которая активно распространяется через социальные сети (в основном WhatsApp и Instagram). Например, трагический инцидент в Караганде, в результате которого погиб молодой мужчина, а ещё несколько человек пострадали. Буквально на следующий день после инцидента в казахстанских соцсетях стала активно распространяться информация о том, что якобы конфликт носил межнациональный характер. В центре города в течение нескольких дней проходили несанкционированные протесты местных жителей, собравшие от 300 до 600 человек. Незамедлительная и жёсткая реакция силовых структур по отношению к правонарушителям, в частности к тем, кто распространяли дезинформацию и занимались откровенной провокацией, стали главными факторами нормализации ситуации в Караганде.
.jpg )
Приложение 4. Люди на митинге в Караганде (6 января 2019 года)
В народе говорят, что как встретишь год, так его и проведешь. Вот и получается, что Новый год в Казахстане начался с трагического инцидента в Караганде и антиармянских протестов, которые повлекли за собой в дальнейшем целую волну протестов на фоне различных причин и поводов. Среди последних протестов мы можем выделить несанкционированный митинг в Шымкенте (третий по численности населения город в Казахстане), когда в конце июня сотни эвакуированных арысцев (жители города Арыс) вышли на площадь и перекрыли крупнейшую дорогу в Шымкент. Другим ярким примером стали беспорядки в вахтовом поселке Тенгиз (Атырауская область), когда рабочие компании Consolidated Contracting Engineering and Procurement S.A.L. Offshore (CСЕР) выразили свое жёсткое недовольство по поводу публикации оскорбительной фотографии иностранным гражданином-сотрудником той же компании.
Что же объединяет все эти протесты, митинги и беспорядки в Казахстане в этом году? Мы уже отметили, что зачастую данные акции происходят на фоне нарастающего социально-экономического недовольства. Неизбежно появляются сравнения ситуации в Казахстане с аналогичными ситуациями в соседних странах, к примеру, в России, Китае и других региональных странах. Однако между ними есть, как минимум, одно большое различие. Москва и Пекин «винят» Вашингтон, который, по их мнению, причастен к протестным акциям, а вот страны Центральной Азии, подобно Узбекистану или Таджикистану, обвиняют в таких случаях запрещённые исламистские группировки, например «Хизб ут-Тахрир», что оправдывает жёсткие действия в отношении протестующих. Говоря же о нарастающих социально-экономических проблемах в Казахстане, которыми пытаются воспользоваться заинтересованные силы, можно выделить пять ключевых вызовов последних лет:
- Значительное социально-экономическое неравенство между регионами;
- Неравномерное внедрение инноваций и развитие инфраструктуры;
- Проистекающая из предыдущих пунктов разница в экономическом росте регионов, производительности и занятости населения;
- Разный уровень доступа к услугам здравоохранения;
- Разный уровень доступа к образовательным услугам.
Примечательно, что эти проблемы не скрываются от казахстанской общественности, и о них говорят не только в «низах», но и в «верхах» страны. В целом экономика Казахстана продолжает расти, невзирая на сопутствующие негативные тенденции.
Процесс перестройки политической системы Казахстана
В августе 2019 года в Нур-Султане под председательством Первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева состоялось заседание бюро политического совета партии «Nur Otan». В ходе заседания были рассмотрены ход реализации исполнения программ партии и приоритетные направления работы на предстоящий период. Открывая совещание, «Elbasy» подчеркнул, что за 20 лет «Nur Otan» стал мощнейшей политической силой страны.
«В самые трудные годы наша партия сплачивала людей и политиков для работы в едином русле. Мы сохранили мир и межэтническое согласие, политическую стабильность. Благодаря этому достигли немалых успехов. Это позволило нашей стране вырваться из тисков кризиса, привлечь инвестиции, открыть тысячи новых предприятий, обеспечить рабочие места. И самое главное, удержать и укрепить нашу независимость», - сказал Первый президент Казахстана.
В своей речи Первый президент Нурсултан Назарбаев также отметил, что в условиях глобальных изменений перед партией стоят новые и более сложные задачи. О каких же новых и более сложных задачах может идти речь? Мы полагаем, что в Казахстане начался не просто политический транзит властей, но и процесс перестройки политической системы Казахстана. И в этом процессе на плечи второго президента Казахстана будет возложена ответственная миссия – постепенный и мягкий переход к парламентской форме правления под руководством крупнейшей по численности и мощнейшей политической силы страны – правящей партии «Nur Otan». Такой сценарий значительно снизит вероятные угрозы разделения казахстанского общества, став одним из факторов консолидации политической элиты страны. Конституционные реформы 2017 года уже усилили роль парламента, и данный процесс будет продолжен при новом президенте. Кстати, в ходе своего интервью американской газете The Wall Street Journal, президент Казахстана назвал себя «реформатором», добавив, что «без политических преобразований Казахстан не станет историей успеха, а без политических реформ не будет прогресса в экономических реформах».
Скорее всего, полный переход к парламентской форме правления в Республике Казахстан произойдет ближе к 2025 году. Отметим, что такую идею поддержали бы не только представители политической элиты Казахстана и международного сообщества, но и абсолютное большинство граждан Казахстана. И важным подтверждением такого курса станут результаты грядущих парламентских выборов в 2021 году, где, вне всякого сомнения, убедительную победу одержит правящая партия «Nur Otan».
..jpg )
Приложение 5. Заседание бюро политического совета партии «Nur Otan» (16 августа 2019 года).
Стратегическое расположение Республики Казахстан привлекает к себе внимание со стороны многих ведущих международных акторов. Политическая нестабильность в стране может открыть дорогу Китаю или России для «расширения своего влияния», а учитывая то, что Казахстан служит «ключевым коридором» для доставки американских грузов в Афганистан, это может оказать прямое и непосредственное влияние на деятельность США в этой стране. Более того, зависимость Европейского союза от внешних поставщиков, а также мнения экспертов о том, что спрос на энергоресурсы к 2030 году в ЕС увеличится примерно на 27%, конечно, подталкивают Евросоюз к поиску новых источников и способов получения энергоресурсов, и в этом вопросе роль Казахстана в обеспечении энергетической безопасности ЕС возрастает.
Вне сомнения, поствыборный Казахстан вступил в период политических перемен и находится на историческом перепутье, где необходимо сохранять стабильность в обществе и динамично развивать экономику. События последних гражданских войн и кровавых конфликтов в разных регионах мира показали, что непродуманная и форсированная политика может не просто разделить общество, но и стать вызовом для дальнейшего существования всего государства.