Ожидания Эрдогана от Запада

5 м.   |  2021-04-05

Н едавно, 15 марта, к 10-й годовщине сирийского кризиса, Bloomberg опубликовал статью президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, в которой он озвучил просьбу к Западу (Вашингтон-Брюссель) о поддержке в вопросе Сирии. Эрдоган ожидает следующих шагов:

1) Запад должен занять четкую позицию в отношении курдских национальных сил самообороны (YPG), поддержать «законную оппозицию» в Сирии;

2) Европа должна выполнить свои обязательства по прекращению гуманитарной катастрофы в Сирии, в противном случае «ожидается, что новые волны сирийских мигрантов пойдут в Европу»;

3) Запад должен осуществить инвестиции в «безопасные зоны», созданные Турцией.

Эрдоган считает, что для разрешения сирийского кризиса необходимы военные, экономические и дипломатические меры, но «в последнее десятилетие западные лидеры не предпринимали серьезных усилий в этом направлении». Так, Эрдоган утверждает, что установление мира в Сирии зависит от «мощной поддержки Турции», посему «самым разумным вариантом для западных лидеров  может стать поддержка Анкары и участие в решении проблем в Сирии с минимальными затратами и максимальным содействием».

Руководитель научных исследований в институте «Диалог цивилизаций» Алексей Малашенко в своем недавнем комментарии отметил: «Все то, что говорит Эрдоган, всегда окрашено эмоциями. И в данном случае эмоции тоже льют через край. Ничего конкретного, к чему можно было бы приступить если не завтра, но хотя бы с лета, он не предлагает. Второе — это очевидная жалоба на то, что Турцию никто не поддерживает на Западе. Ее действительно не поддерживают, потому что ей не доверяют по целому ряду причин и, в частности, по причине того, что было совсем недавно в Карабахе, где турки в конечном счете достаточно активно вмешались. Поэтому я думаю, что Эрдоган этим, в общем-то, ничего не добьется. Европа занята своими делами и будет занята своими делами, тем более что европейцам угрожает только рост миграции из Сирии и вообще с Ближнего Востока. А что касается России и опасений не только ее, но и Башара Асада, что идут какие-то перемещения турецких войск к сирийской границе, так это было всегда. Я думаю, что самое любопытное здесь то, о чем Эрдоган не сказал: а что будет дальше, Башар Асад уцелеет, как пройдут выборы, как себя будет там вести оппозиция? Я понимаю, что Башар Асад сидит у власти 20 лет, что-то будет меняться. Уйдет Башар, уберут Башара? Я думаю, что это вопрос одного года — двух лет, не больше. А вот что будет дальше, какой будет тогда Сирия, кто там останется из внешних акторов и как там будут развиваться процессы?»

С другой стороны, по оценкам экспертов, в отношениях России и Турции в вопросе Сирии существует определенная напряженность. Еще в январе Эрдоган заявил, что договоренности, достигнутые в Астане, не выполняются. Он напрямую обвинил Россию в «несоблюдении договоренностей, достигнутых в рамках встреч в Сочи и Астане». Не исключено, что Эрдоган, призывая Брюссель помочь Вашингтону, демонстрирует свое несогласие с Тегераном и Москвой, пытаясь противостоять или, по крайней мере, отвергнуть принципы, принятые сторонами по сирийскому вопросу в астанинском формате.

В свою очередь пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что у России и Турции есть разногласия по Сирии, но взаимодействие там продолжается, хотя в тех районах, где оно идет, ситуация остается непростой. По его словам, российские военные весьма тесно взаимодействуют с турецкими коллегами в Сирии на основе тех договоренностей, которые были достигнуты между президентами двух стран. «Ситуация в тех районах, где осуществляется взаимодействие, остается весьма непростой, там продолжают оставаться террористические элементы, что мешает нормализовать ситуацию, но тем не менее взаимодействие продолжается. Есть и разногласия по Сирии», - сказал 16 марта Песков.

В целом и Анкара, и Москва недовольны друг другом в плане реализации договоренностей, особенно в вопросе Идлиба, который, по словам Эрдогана, является «последним оплотом оппозиции», а точнее - последним оплотом Турции, потому что так называемые «оппозиционные группы» получают военно-техническую поддержку прежде всего от турецкой стороны.

По этому поводу турецкий журналист, обозреватель издания Al-Monitor Фехим Таштекин отметил, что вопреки сотрудничеству с Москвой Эрдоган всегда руководствовался своими интересами. Создав за последний год свыше 70 военных баз в южных районах Идлиба, Турция фактически выстроила барьер перед сирийской армией. С другой стороны, на оккупированных Турцией территориях постоянно происходят столкновения между поддерживаемыми ею группировками, а также фиксируются факты грабежей, вымогательства, разрушения религиозных и исторических объектов.

Кроме того, по словам аналитика, Эрдоган не скрывает своих желаний изменить демографическую картину региона -  депортировать курдское население и заселить эти территории сирийскими беженцами, покинувшими страну из-за войны. Предложение Эрдогана Западу «является напоминанием о мощи Турции и месседжем президенту Джо Байдену».

Между тем председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов считает, что Европа на сирийском участке мировой политики никакой роли не играет давно. «Фактически Эрдоган торгует своими возможностями пускать или не пускать беженцев в Европу. Сейчас пандемия вроде как создала естественные границы. Когда она пройдет, я думаю, все вернется примерно к ситуации, как это было раньше, то есть высокой зависимости европейцев от поведения Анкары», - отметил эксперт.